Index · Правила · Поиск· Группы · Регистрация · Личные сообщения· Вход

Список разделов Сортировка
 
 
 

Раздел: Сортировка Возможность развития бизнеса. На стыке психологии и дизайна. 

Создана: 07 Октября 2009 Срд 10:14:30.
Раздел: "Сортировка"
Сообщений в теме: 4, просмотров: 1355

  1. 07 Октября 2009 Срд 10:14:30
    Всем, кто ищет пути развития бизнеса!!! Новое на стыке психологиии и дизайна
    "Антропологический дизайн"

    Антропологический дизайн, как интегральное направление в архитектуре и психологии.

    Результаты междисциплинарных исследований в различных областях знания составляют на сегодняшний день «львиную» долю новой информации и открытий. На стыках физики и химии психологи открывают секреты человеческого сознания, биология и антропология позволяют по-новому взглянуть на проблемы архитектуры и изобразительного искусства, философия и математика открывают перспективы в исследованиях биологических объектов.

    Рассматривать архитектуру, один из самых востребованных видов искусства, отдельно от человека стало уже не возможно. Законы архитектуры, изначально гуманистичные и функциональные, базируются на биологических, философских и психологических основах также прочно, как на физических и математических.

    1. Антропологический дизайн - это интегративная методология, позволяющая на основе биологического и психологического опыта человека (или группы людей) выявлять его эволюционные перспективы и проводить мероприятия по их реализации в данном времени и пространстве.

    «Антропологический дизайн архитектурной среды » - это методология архитектурного проектирования, которая учитывает психологические особенности человека, его биографический опыт, специфику взаимодействия со средой и на базе анализа устремлений в будущее человека и развития социума, реализует его эволюционные перспективы в реальном времени и пространстве средствами архитектуры и градостроительства.


    2. Задачей «Антропологического дизайна а.с. » является создание архитектурной среды, которая:

    - истинно комфортна для человека, отвечает его сознательным и подсознательным потребностям;

    - корректирует негативные и активизирует позитивные аспекты жизнедеятельности человека и общества;

    - воплощает в реальном времени и пространстве эволюционные перспективы человека и общества.

    3. Научной базой «Антропологического дизайна а.с. » являются:

    1. Древние интегративные системы организации пространства Фен-Шуй (Китай), Со Че (Тибет), Васту (Индия) и гуманистические принципы Античной архитектуры, «Золотого сечения», средневековой системы «Археометр» (Д'Ольвейдер)

    2. Новейшие направления в психологии и антропологии:

    а) Перспективизм и меметика (П. Симон, К. Грейвс, К. Кован, Р. Даукинс, А. Бек);

    б) Трансперсональная психология (Р. Тард, С. Гроф, и др.);

    в) Интегративная психология (К. Уилбер)

    г) Психо- эволюционная теория ( Р. Плучик, А. Кей и др.)

    д) Процессуальная психология (А. Минделл)

    3. Семантика изобразительного искусства (Л. Выготский, Р. Арнхейм, М. Фуко) и психосемантика (Д. Леонтьев, Е. Артемьева, В. Серкин)

    4. Методология архитектурного проектирования и организации жилой среды.

    4. Структура работы системы «Антропологический дизайн архитектурной среды».

    «Антропологический дизайн архитектурной среды» является методикой архитектурного проектирования, которая в процессе создания архитектурного объекта, градостроительной схемы или организации интерьера опирается на следующие методологические аспекты:

    1. Выявляет неосознанные, неадаптированные или деструктивные факторы прошлого, повлиявшие на процесс формирования эстетических предпочтений человека.

    Эти факторы базируются:

    - на страхах непредвиденных природных стихий и олицетворяющих их сил; - на бессознательных психических реакциях, сформированных в пре- и постнатальный период развития человека;

    - на влиянии социо-культуральных мимов среды, в которой человек воспитывался и живет.

    2. Трансформирует эти факторы в осознаваемо-позитивные семантические элементы пространства, позволяющие человеку:

    - регулировать и использовать природные факторы и силы внутри своего жизненного пространства;

    -создавать и соответствовать наиболее благоприятным самоидентификациям;

    - различать влияние на свою личность общественных влияний и мимов, увеличивая тем самым личностную свободу в эстетических выборах.

    3. Реализует эволюционные перспективы в настоящем времени и пространстве,

    - работая с энергетическими потоками помещений, направляя их в русло поставленных задач;

    - создавая индивидуальные семантические карты пространства, влияющие на подсознательные процессы эволюционирования и накопления внимания на реализации необходимых аспектов;

    - формируя соответствие благоприятным социо-культуральным мимам, создавая собственные мимы в рамках семантического поля архитектурной среды.

    Решение этих задач производится на основе древних и новейших практик работы с человеческим сознанием и пространственными средами. Адаптировано современным условиям, европейскому пониманию и культуре, постадийно, в соответствии с названными аспектами: первый уровень - природный, второй - внутренний, третий - социальный.


    5. Аспекты и операционные среды системы.

    Анализируя древние принципы организации пространства, «Антропологический дизайн а.с.» опирается на философские корни методологий, использовавшихся для корреляции взаимодействия человека с природой и неконтролируемыми стихиями. Адаптирует их к современным условиям жизни человека, факторам среды, трансформирует через призму новейших научных исследований.

    1. Древние принципы:

    1) интегративности внешнего, природного пространства и искусственного, архитектурного.

    Были выявлены в неолитическом типе построек, возраст которых датируется тремя с половиной тысячами лет. «Пуэбло» у северо-американских индейцев, поселения северной Италии (1800 лет), древние укрепления Анатолии (6 тыс. лет), мегалитическая культура Европы и Средиземноморья.

    Декларируются системами Фен-Шуй Со Че, Васту (третье тысячелетие до н.э.), рассматривающими архитектуру и ее влияние на жизнедеятельность человека, с точки зрения астрологии и взаимосвязанности макро и микрокосмических процессов.

    2) гуманистического подхода в архитектуре античности (начиная со 2 половины V в. до н.э. до половины IV), создание модульной системы, основанной на антропологических пропорциях человека.

    Архитектура Афин, Пелипонеса, ансамбли Малой Азии этого периода. Философия Пифагора (592 - 490 до н.э.), далее Аристотеля, Филолая, пифагорейцев, Элеатсткая школа.

    Систематизированы и дополнены пропорциональными законами архитектуры, построения звукоряда и лингвистических форм Д'Ольвейдором (1842-1909) в «Археометре».

    2. Новейшие исследования:

    2.1. Психоэволюционная теория (Р. Плутчек). «Феникс-механизм» ( А. Когумян).

    Опираясь на Психоэволюционную теорию Р. Плутчека о восьми базовых эмоциях человека и исследования, проводимые новосибирскими учеными в конце 70-х г., был выявлен механизм динамики универсальных сил в природе.

    Эта динамика соответствует вариантам древнекитайской периодизации развития личности; стадиям жизни по Пифагору; периодизации Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта; этапам морального развития по Л. Колбергу; этапам развития личности Э. Эриксона, четырем Универсальным силам по А. Когумяну.

    В различных интерпретациях, основополагающими силами, влияющими на процессы личностного и социального развития людей являются:

    Сила (как потенциализация), Любовь (как принятие и расширение), Война (как трансформация) и Власть (как завершенность). Динамика их развития и трансформации обуславливает эволюционные процессы в жизни отдельного человека и цивилизации в целом.

    Динамика развития и движения Универсальных природных сил является справедливой, как для процессов, происходящих в естественных пространствах и ландшафтах, так и для процессов, протекающих в искусственно организованной среде деятельности человека.

    «Антропологический дизайн» применяет схему «Феникс - механизма» для работы над планировочными структурами.

    Законы последовательности трансформации характеристик Универсальных сил, используемые в «Антропологическом дизайне», позволяют отслеживать и реализовывать в архитектурной среде динамику данного процесса, активизировать или стабилизировать его средствами архитектуры и дизайна.

    2.2. Теория о Базовых Перенатальных Матрицах С. Грофа.

    В результате клинических опытов, проводимых С. Грофом, начиная с 60-хх годов предыдущего столетия, было выявлено, что процесс формирования подсознательного у человека может быть описан системой Базовых Перинатальных Матриц (БМП), которые впечатываются в психику человека в процессе его эмбрионального созревания и рождения, и определяют дальнейшие характерные особенности его поведения, интеллектуального и эмоционального бессознательного реагирования.

    Каждой Базовой Перинатальных Матриц соответствует не только биологическая характеристика времени и процесса рождения человека, но и психологические особенности переживания человеком данного периода. В последующем, наиболее сильно запечатленные матрицы определяют основной эмоциональный фон переживаний данного человека, его специфические особенности характера и жизненные приоритеты.

    Опираясь на разработки С. Грофа и Р. Тарда и семантику образов изобразительного искусства, можно выявить связь эстетических предпочтений человека в архитектуре в зависимости от его биографического перинатального опыта и особенностей психического дизайна.

    Данная методика «Антропологического дизайна» позволяет архитектору ориентироваться в стимулах, провоцирующих человека на предпочтения того или иного архитектурного стиля, профессионально корректировать эти пожелания в сторону позитивизма, использовать адекватные средства и методы проектирования ландшафта, архитектурного объекта и декорирования интерьера.

    2.3. Перспективизм (Ницше, Дильтей, Ортега-и-Гфсет). Терия «Спиральных динамиков» (В. Грейвз). Меметика (Р. Даукинс, К.Поппер и др.)

    Свойства возникновения «мима» («mеmе» - англ.), описанные Ч. Даукинзом и К. Поппером, как концепция репликатора в приложении к социо-культуральным процессам, дополненные теорией «Спиральных динамиков» C. Гривса (8), позволяют установить связи между социальными структурами, идеями, которым они подчинены и архитектурно - стилистическими особенностями того или иного периода.

    Система «Спиральных динамиков», применяемая сегодня повсеместно на Западе в сфере бизнеса, образования, медицине, основана на убеждении в существовании невидимых спиралей, первичных направлений, работающих в человеческой природе, в сторону усложнения системы мироощущения. Эта система демонстрирует универсальный подход для понимания специфики человеческого мышления и образа жизни в зависимости от ориентации человека на тот или иной социо-культуральный мим.

    Диагностика этих взаимодействий обеспечивает распознавание стадии личностного развития, на которой находится индивидуум, имеющий те или иные эстетические предпочтения в области архитектуры и дизайна .

    «Антропологический дизайн», интегрируя взаимодействие социо-культуральных мимов и архитектурной стилистики, позволяет анализировать и прогнозировать развитие социальных явлений, динамику личностного роста индивидуума, а главное - развивать и запечатлевать в архитектуре позитивные образы эволюционных процессов.

    Таблица взаимодействия Спиральных динамиков и архитектурной стилистики.

    (Градуирование по цветам носит условный характер).

    2.4. Геопсихология (А. Минделл)

    Главные принципы Процессуальной психологии, а в особенности способность человека улавливать направления гео-физической среды, используемые в «Антропологическом дизайне», позволяют выявлять потенциальные возможности движения человека на пути реализации его личной истории.

    Непроявленные тенеденции, приходящие к человеку виде снов и манифестаций событийного характера, могут быть выявлены на уровне « ума тела» и реализованы в архитектурном пространстве его жизни.

    Методики Геопсихологии А. Минделла, примененные к проектированию планировки дома или интерьера, позволяют выстраивать пространство жизни человека не спонтанно и не с точки зрения обычной логики, а в соответствии с главными тенденциями его глобальной реализации.

    Таким образом, жилье человека становится сновидческим пространством, в котором доступно самое тонкое чувствование и осознанные выбор «пространства вариантов» будущего.

    2.5. Психо-физиологические аспекты восприятия человека.

    1) использование эффектов зрительного восприятия

    «Антропологический дизайн» применяет их в системе архитектурного проектирования, начиная от прямой и обратной перспективы, параллакса, сенсорной памяти, вплоть до «Эффект золотого треугольника», разработанного для оптимизации web-сайтов.

    2) непрерывность внимания

    В данном направлении, «Антропологический дизайн» опирается на открытия, связанные с такими феноменами сознания, как «сенсорный след», интегрированная система мировосприятия, описанная А. Леонтьевым (11), новейшие исследования в области нейро-физики мозга, древние понятия «непрерывности» процессов Буддисткой и философии даосизма, антропометрические особенности человека.

    2.6. Семантика в «Антропологическом дизайне».

    Биологический опыт, психологические процессы, влияние культуры и среды формируют у человека уникальную семантическую систему. Шкала этих индивидуальных символов может, как совпадать с общепринятыми понятиями социо-культуральной среды, так и находится с ними в противоречии.

    Методиками, которыми оперирует «Антропологический дизайн» в области семантики, являются способы выявления и использования в архитектуре таких психосемантических понятий, как:

    - «семантическое пространство». Система описания мира, характерная меметике культурального слоя, в котором индивидуум был воспитан;

    - «субъективные семантики». Система смыслов, как следов биографического, благоприобретенного опыта индивидуума;

    - «семантическое поле». Совокупность ассоциаций, сложившаяся в результате естественной интеграции «семантического пространства» и «субъективных семантиков».

    На основе чего, «Антропологический дизайн» позволяет создавать индивидуальную семантическую карту, благодаря которой архитектура жилой среды является фактором смены негативных самоидентификаций человека, закреплением позитивных, позиционирующей будущие идентификации в реальном времени.

    Стадийность проектирования по системе «Антропологический дизайн».

    6. Методики «Антропологического дизайна» имеют пошаговую схему работы с заказчиком и стадийность проектирования объекта.

    Первый этап. Сбор и анализ психо-антропологических и культуральных данных.

    1. «Трансперсональная» программа тестов позволяет выявлять истинные, подсознательные желания заказчика в области архитектуры и дизайна, представлять и анализировать общую психологическую ситуацию человека.

    2. Тестирование заказчика по методике, в основе которой лежит взаимодействие «Спиральных динамиков» с архитектурными образами и стилями, позволяет анализировать нынешнюю ситуацию личностной принадлежности человека тем или иным социо - культуральным мимам, а также прогнозировать его индивидуальное развитие вне и внутри социальных установок.

    2. Система «Символических» тестов создает личную семантическую карту заказчика, соответствующую его индивидуальному семантическому полю.

    3. Опираясь на «Археометрический» опросный ряд, архитектор имеет возможность оперировать в процессе проектирования данными, указывающими на картину будущего заказчика и влиянии на нее типологии жилища, антропонометрических особенностей человека, стиля жизни, социального статуса и пр.

    Второй этап. Проектирование.

    1. На основе выявленных предпочтений и проведенной аналитической работы, архитектор разрабатывает планировочные схемы жилища и семантические образы, которыми это жилище насыщается. На этом этапе рассматриваются вопросы самоидентификации человека и формируется его будущий позитивный образ, формируется «механизм» снижения негативных аспектов и активизации позитивных средствами архитектуры и дизайна.

    2. На последующей стадии проектирования происходит формирование силовых потоков в пространстве.
  2. 07 Октября 2009 Срд 16:26:33
    Картинки в студию. т.е. готовые проекты есть?
    если ещё точнее... многабукафнеосилил
  3. Kartel


    Хранитель


    Более 10 лет на форумеМуж.
    07 Октября 2009 Срд 20:30:58
    А кому это все надо? Точно уж не нашему заказчику!
  4. 08 Октября 2009 Чтв 9:19:11
    а смысловой посыл поста в чём???? бредятина какя-то...