Index · Правила · Поиск· Группы · Регистрация · Личные сообщения· Вход

Список разделов Фильмы и кино
 
 
 

Раздел: Фильмы и кино «В бой идут одни старики» 

Создана: 10 Марта 2015 Втр 22:27:20.
Раздел: "Фильмы и кино"
Сообщений в теме: 26, просмотров: 5040

На страницу: Назад  1, 2  Вперёд
  1. pahomch


    Хранитель


    Более 5 лет на форумеМуж.
    10 Марта 2015 Втр 22:27:20
    «В бой идут одни старики» – художественный фильм Леонида Быкова, снятый по воспоминаниям советских летчиков,
    по праву считается лучшим советским фильмом о Великой отечественной войне.

    Идея снять этот фильм пришла в голову Леониду Быкову давно. В годы войны он мечтал стать летчиком,
    однако из-за маленького роста его не взяли в летное училище. Но любовь к людям этой героической
    профессии продолжала жить в нем постоянно. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев,
    он решил свои первый фильм на тамошней киностудии снять именно про военных летчиков

    В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — им был написан сценарии,
    основанный на подлинных событиях времен Великой Отечественной воины. В частности, под личностью командира
    эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата
    Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под
    командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный
    хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Утесова и на одном красовалась надпись «Веселые ребята».
    К слову, полк Василия Сталина дошел до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов — 744, имел
    в своих рядах 27 Героев Советского Союза (14 из них служили под началом непосредственно Маэстро, а самому
    Попкову после войны в Москве установили бюст как дважды Герою)

    Когда Быков писал сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя кое-что все-таки
    домыслил и изменил. Например, он придумал новый персонаж — Кузнечика. На самом деле низкие виражи над
    аэродромом перед девушками выделывал не кто иной, как сам Попков, за что командир приказал запретить ему
    боевые вылеты на месяц. Но таких отклонений от реальных событий в сценарии было немного, и львиная доля того,
    что мы видим в фильме, — правда

    Это и любовь узбекского Ромео (настоящая фамилия летчика была Марнсаев) к русской Джульетте, и их последующая
    гибель (девушка погибла во время бомбежки столовой, а Ромео сложил голову в одном из боев)…

    …и привычка механика крестить перед вылетом самолеты…

    …и попадание Маэстро в плен к своим (для доказательства своей принадлежности к Красной Армии ему пришлось
    врезать одному из конвоиров по морде) и т.д. и т.п.

    Между тем, когда сценарий был написан и отправлен «наверх», оттуда вскоре пришел неожиданный ответ: дескать,
    материал негероический. Высокие цензоры возмущались тем, что советские летчики изображены во многих сценах
    как поющие клоуны. Короче, ставить такой фильм Быкову поначалу запретили. Но он не отчаялся. Чтобы доказать
    обратное, Быков взялся… «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение им отдельных кусков сценария в самых разных
    городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного
    произведения у цензоров уже не возникало. А тут еще за сценарий стали заступаться люди, которые сами не
    понаслышке знали о войне. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник
    штаба войсковой части 55127 полковник Лезжов. Он писал, что прочитанный им сценарий — это честный рассказ о
    войне и о людях, которые добыли в ней победу

    20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. И здесь Быкову тоже пришлось столкнуться с
    рядом трудностей. К примеру, много нервов ему стоило утверждение на роль автотехника Макарыча ленинградского
    актера Алексея Смирнова. Тот был известен широкому зрителю прежде всего как актер комедийного плана, а у Быкова
    ему предстояло стать фронтовиком. Узнав об этом, чиновники от кино резко воспротивились: «Не бывать этому! У
    него же тупое лицо!» Но когда Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нем не будет Смирнова, когда
    рассказал о том, что «актер с тупым лицом» — сам бывший фронтовик, вернувшийся с войны полным кавалером
    орденов Славы, сопротивление чиновников было сломлено. Кстати, отчество киношному технику Быков дал то же,
    что на самом деле носил Смирнов — Макарыч

    Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Александр Покрышкин. Когда Быков
    напросился к нему на прием, чтобы добиться от него выделения для съемок настоящих самолетов времен войны, маршал
    поначалу отнесся к этой просьбе настороженно. Слишком много в те годы выходило проходных фильмов о войне, чтобы
    маршал с ходу поверил в затею Быкова снять «нетленку». Он опросил оставить ему на несколько дней сценарий, чтобы
    поближе познакомиться с материалом. Но нескольких дней не понадобилось. Буквально за одну ночь Покрышкин проглотил
    сценарий и распорядился выдать киношникам не один, не два, а целых пять самолетов: четыре истребителя «Як-18
    и чехословацкий «2-326, внешне похожий на «Мессершмитт-109. Машины доставили на киевский аэродром «Чайка»,
    где их перекрасили и придали им фронтовой вид

    Съемки фильма начались 22 мая в павильоне студии Довженко в декорациях «блиндаж КП» и «блиндаж комбата».
    Затем съемки переместились на натуру: в конце мая начали снимать воздушные бои «яков» с «мессерами». Вот как
    вспоминает об этом участник тех съемок — оператор Виталь Кондратьев: «Для удобства воздушных съемок я придумал
    особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо
    во время полета. Быков мое изобретение одобрил и тут же решил первым подняться в воздух, чтобы испытать его в
    деле. Пилот выписывал в небе «бочки» и «мертвые петли», а Леонид Федорович включал камеру, давил на гашетку и
    кричал в объектив: «Серега, прикрой! Атакую!» После нескольких дублей самолет садился, я менял кассету с пленкой,
    и машина снова поднималась в небо. В конце съемочного дня Быков буквально вывалился из самолета и плюхнулся на
    зеленую траву аэродрома. «Ну, как дела?» — спросил я, подбежав к нему, и услышал в ответ: «Проявим пленку- увидим!»

    В начале июня начали снимать эпизоды «на аэродроме». Поскольку Быков не любил, когда его дублировали, он все
    трюки старался делать сам. И за время съемок вполне прилично освоил управление самолетами. Правда, в воздух он
    их не поднимал, но зато самостоятельно запускал двигатель и рулил по аэродрому. Иной раз без накладок не обходилось.
    Как-то он не смог рассчитать курс, и правое колесо попало в яму от пиротехнического взрыва. Самолет клюнул носом,
    полетели лопасти пропеллера, заднее колесо отломилось вместе со стойкой. Быков заработал на лбу здоровенную шишку,
    но расстроился не из-за этого. Дело в том, что авария произошла на том самом «Яке» с нарисованными на борту нотами и
    скрипичным ключом. Поскольку везти самолет для ремонта в Киев значило потерять уйму времени, было решено восстанавливать
    «железную птицу» на месте, своими силами. Предусмотрительный механик захватил из Киева несколько запасных лопастей,
    которые тут же установили на поврежденную машину. Но для заднего шасси нужна была сварка. И тогда за дело взялся оператор
    В. Кондратьев. Он положил изувеченную деталь в багажник своего авто и поехал в Чернигов на станцию юных техников, где
    у него имелись друзья. Однако когда он приехал, на станции никого не оказалось. Пришлось оператору «вылавливать» их
    по домам. Узнав, что он с Быковым снимает кино о фронтовых летчиках, мастера с радостью согласились им помочь.
    Стойку заварили, и на следующее утро самолет был снова готов к полетам

    Между тем через несколько дней случилось новое ЧП: с картины ушел исполнитель роли Смуглянки Анатолий Матешко,
    который прельстился главной ролью в другом фильме. Далее послушаем рассказ оператора фильма В. Кондратьева:
    «Помню, тем утром я встретил Быкова в буфете. Он стоял расстроенный и мял в руках какую-то бумажку. В ответ на
    мой удивленный взгляд он протянул мне телеграмму с киностудии: «Срочно отправьте в Киев Матешко». Что тут поделаешь?
    Поехали на съемочную площадку, а тут как раз ассистент режиссера привез из Киева «желторотиков» — молодых ребят —
    студентов театрального института, только что окончивших первый курс. Их представили Быкову. Он осмотрел начинающих
    актеров профессиональным взглядом, выискивая нового Смуглянку, и остановился на девятнадцатилетнем пареньке, Сереже Подгорном…»

    Между тем до конца съемок оставался еще месяц, а 8-10 сентября уже снимался финал: Маэстро, Макарыч и Кузнечик
    находят могилу двух летчиц, одна из которых была невестой их боевого товарища Ромео. Как мы теперь знаем, фильм
    завершается эпизодом, когда Маэстро и Макарыч сидят в степи возле памятника, и на фоне этого финального кадра
    будет звучать песня «За того парня».

    В середине сентября группа перебазировалась на Киностудию имени Довженко, где предстояло отснять павильоны.
    Так, 20-24 сентября снимался эпизод в декорации «столовая»: Кузнечик, мастерски завалив «мессера» на глазах
    родной эскадрильи, приходит в столовую, где товарищи устраивают ему торжественный прием

    В эти же дни был отснят и другой «столовый» эпизод: когда летчики «второй поющей» поминают погибшего Смуглянку.
    В последующие несколько дней были отсняты эпизоды в декорациях: «хата девчат», «палатка», «хата 2-й эскадрильи».
    Параллельно снимались воздушные бои

    Съемки фильма закончились в середине октября, после чего начался монтаж. Он длился до 6 декабря. Шесть дней спустя
    фильм без поправок приняли на студии, а 27 декабря состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На нее были приглашены
    не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, и рассказывал этот фильм — летчики-фронтовики.
    Одним из них был прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских
    самолетов, Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось,
    что Покрышкин вытирает слезы

    А потом картину посмотрел и сам прототип Маэстро Виталий Попков. Вот его рассказ об этом: «Был по службе в Киеве,
    позвонил Лене Быкову, поехали с ним в Министерство культуры Украины, прокрутили фильм. Министр упорствует: что это за
    фильм, говорит, люди не возвращаются с боевых заданий, гибнут, а живые песенки распевают. И резюмирует: такого на
    фронте не было и быть не могло. Спрашиваю министра: был ли он сам на фронте? Логика чиновника удивительна: не был,
    отвечает, но знаю. И тогда я рассказал министру, что летал на одном из двух самолетов, купленных на деньги джаза Утесова
    и подаренных нашему полку. И что Леонид Осипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли и
    вместе пели. Убедил. На него подействовали, наверное, не столько мои доводы, сколько генеральские эполеты и две геройских Звезды…»

    Во многом именно благодаря хорошим отзывам бывших фронтовиков, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран,
    Госкино СССР приняло решение поощрить создателей картины. 6 февраля 1974 года был издан приказ о выплате им денежного
    вознаграждения. Это было справедливое решение, если учитывать, что лента была снята с большой экономией средств: из
    отпущенных на ее постановку 381 тысячи рублей было потрачено 325 тысяч. В числе поощренных было 39 человек. При награждении
    особо выдели режиссера-постановщика Леонида Быкова: ему выплатили 200 рублей премии и присвоили звание «режиссера-постановщика
    1-й категории» (для примера: актерам А. Смирнову, В. Талашко и С. Иванову выплатили по 50 рублей)


    Между тем руководству Киностудии имени Довженко сумма вознаграждения главным создателям фильма покажется недостаточной, и
    оно будет ходатайствовать перед Госкино СССР о том, чтобы авторам сценария (Л. Быкову, Е. Оноприенко и А. Сацкому) подняли
    гонорар с 6 тысяч рублей до максимального — 8 тысяч. Однако этот трюк не пройдет: в Госкино посчитают, что «работа коллектива
    поощрена достаточно убедительно и увеличение гонорара не представляется целесообразным». Это при том, что через несколько
    месяцев фильм «В бой идут одни «старики» соберет множество призов на различных кинофестивалях и принесет доход в сотни миллионов рублей

    На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч
    зрителей (4-е место), что явилось большой неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой
    «кассы» практически не собирали
  2. Nickrev


    Начинающий


    Новичок, лимит 1 сообщение в час
    13 Марта 2015 Птн 3:05:30
    к сожалению, современные русские фильмы такими хорошими, как старые не бывают.
  3. 13 Марта 2015 Птн 10:40:35
    Спасибо.
  4. 18 Июля 2016 Пон 12:47:32
    дополню:

    в Баку в 1974 году Шукшину был присуждён главный приз за «Калину красную».

    Было два главных претендента на это место: Быков с фильмом «В бой идут одни старики» и Шукшин с «Калиной». И жюри приняло решение отдать приз Быкову. Председатель жюри Станислав Ростоцкий категорически отказывался отдавать приз Шукшину. Быкову об этом поведали, и он наотрез отказался участвовать в закулисных интригах: «В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина — это рядовой фильм о войне, а его — это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля».




    немного пафосно, но Маэстро был таков
  5. 18 Июля 2016 Пон 13:42:22
    допишу:

    это был фильм моего детства, мое детство было этим фильмом, и никогда мой папа-совок не говорил мне: сынок, эти учителя тупые, а ты вырастешь, и станешь жирненькой тварью, которая будет выгадывать и просчитывать
    и не говорил он мне, что тварей этих станет много
    и не говорил про плодиться и размножаться
    однажды в автобусе сделал замечание козлищам, а мне было лет шесть, зато помню - прямо у остановки Октябрь, и они ему в лицо ударили, зато мой отец не был чмом
    а кто-то стал сын своего отца, который успел поцеловать капот, обосранный птицами
  6. The Good


    Частый гость


    Более 7 лет на форуме
    18 Июля 2016 Пон 15:01:09
    Получается Толя Матюшко пролюбил свою лучшую роль?
  7. 18 Июля 2016 Пон 15:09:12
    уже подобрал супер-диско, уже оно звучит, уже готов объясниться, и уже опять не получается
    как в жизни, ну ребята, я же свой
    пока не у.бешь - не поймут
    Светка, я же свой
    Светка понимает
    я - нет
  8. 18 Июля 2016 Пон 19:44:08
    Скоро женюсь писал : Я смотрел этот фильм несколько раз. Но фильм старый, а новых нет.


    Это как сказать про маму: она уже старая, а новой до сих пор нет.
  9. 18 Июля 2016 Пон 22:00:27
    даналя писал(а) :

    Это как сказать


    эт точно.
    погожу пока уходить с форума
    Смайлик :-)
  10. 19 Июля 2016 Втр 0:44:29
    Дак этож сказка Exclamation
    А вот Калина про Жисть, про Человека Exclamation
    Я люблю кино про Жисть, про Человеков Ну и вот, стало быть
  11. 19 Июля 2016 Втр 13:03:06
    lutz_omsk писал :
    эт точно.
    погожу пока уходить с форума
    Смайлик :-)

    Куда же? К "своим", свободнопутешествующим? Норм

  12. 19 Июля 2016 Втр 13:04:41
    даналя писал(а) :
    Скоро женюсь писал ... : Я смотрел этот фильм несколько раз. Но фильм старый, а новых нет.


    Это как сказать про маму: она уже старая, а новой до сих пор нет.

На страницу: Назад  1, 2  Вперёд
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru